Совместный сон мамы и ребенка

Раздел: Дети
20 октября 2011

Продолжая беседу в «Клубе родивших», хочу успокоить девочек, которые по каким-то причинам переживают и даже расстраиваются из-за того, что их детки не хотят спать в отдельных кроватках, но зато прекрасно спят рядом с мамами на их сладких сисях. Девочки! Это — абсолютно нормальное и естественное желание ребенка, которое не стоит «гасить» минимум до года. Ниже я привожу текст с одного из сайтов по естественному родительству, с которым во многом согласна и который помог мне избежать потерянных нервов и истерик, когда моя дочь перестала спать в коляске на прогулке.

Совместный сон

Совместный сон – это не придуманная кем-то фишка от нечего делать, это не модная теория и не развивающая программа. Это – насущная потребность человеческого детеныша, необходимая для нормального развития его психики и мозга. На протяжении тысячелетий – это был единственный способ взращивания детей, и никому даже в голову не приходило, что может быть как-то по-другому. Маленький человечек еще настолько не знаком с опасностями взрослого мира, что нуждается в постоянной защите. В этнографических записях и современных наблюдениях за жизнью немногих оставшихся племен указывается, что самостоятельно дети начинают спать только в подростковом возрасте! До 3—5 лет они спят с мамой, а после появления у нее другого ребенка или во время ее беременности перебираются под опеку бабушки или …однополого с ними подростка и совместный сон продолжается!!! Как же современная «цивилизация» далеко ушла от своих предков, что такую простую вещь считает чуть ли не извращением! Так что, если смотреть в истоки, совместный сон ребенку нужен на протяжении многих лет и не исчерпывается одним – двумя годами. Последствия отсутствия совместного сна хорошо известны, а вот попытки доказать, что он вреден и может привести к пагубным последствиям, благополучно провалились.

Подробнее о совместном сне можно прочитать в статье Лилии Казаковой и Марии Майорской «Спать или нет в одной постели с ребенком? ». Там освещены следующие вопросы:
· Что происходит с чувствами и желаниями малыша после рождения?
· Что же ощущает новорожденный ребенок, предоставленный самому себе?
· Для чего же матери нужен совместный сон с ребенком?
· Как же ведет себя ребенок, спящий со своей матерью, по ночам?
· Что необходимо знать и уметь, чтобы организовать совместный сон с ребенком?
· По каким же причинам мамы не спят со своими малышами?
· Меры предосторожности.

Здесь мы остановимся на вопросах, которых нет в этой статье.

Спать вместе с мамой — нормальное явление для ребенка первого года жизни. Однако, ребенок, который маму совсем не отпускает, все-таки обладает повышенным статусом тревожности. Если мама делает все, чтобы этот статус изменить, постепенно картина меняется. Но… Очень постепенно и очень индивидуально. Общая рекомендация одна. Для ребенка младше 6-ти месяцев не менее 2 раз днем, а для ребенка старше 6-ти месяцев 1 раз в день необходимо устроить комфортный дневной сон вместе с мамой, как бы не хотелось «убежать». Остальные сны, если они есть, можно проводить на руках от 20 до 40 минут и считать его состоявшимся, если ребенок просыпается на руках сам, (то есть не баюкать, не качать, а предложить сисю и гуляй дальше) или просыпается при попытке откладывания. Это, во всяком случае, позволит маме лучше планировать свои дела, и всегда знать, в какое время она будет ложится с ребенком, а в какое, нет. Конечно, в случае какого-либо недомогания ребенка, мама спит с ним все сны — это нормально.

Если маме хочется «убежать», то после укладывания ребенка не нужно перекладывать никуда. Лучше, если после того, как он отпустит грудь, Вы встанете и уйдете по своим делам, а он останется как бы в гнезде, в вашем запахе и тепле.

Если малыш заснул на руках, то прежде, чем перекладывать его в кроватку, необходимо дождаться погружения в глубокий сон. Стадия глубокого сна у новорожденного наступает примерно через 20—30 минут от момента засыпания и характеризуется полным расслаблением ребенка. Матери следует набраться терпения и дождаться момента, когда ребенок заснет глубоко, а не торопиться перекладывать его.

Переходящие из уст в уста рассказы о детях, спящих со своими родителями «до школы», пугают мам, и подавляют инстинктивные желания и удобства, связанные с совместным сном с ребенком, и кормлением грудью во время сна. Дети, спящие с родителями «до школы», не прошли благополучно стадию зависимости, и не сформированы как независимые личности, поэтому компенсируют недостаток развития сном в одной постели с родителями. Это отклонение от нормы, так же как и ранний переход в отдельную постель, когда ребенок берет на себя ответственность за свою безопасность в возрасте, когда он на это пока не способен.

У детей есть очевидная потребность в совместном сне, в течение первых 3—4 лет жизни. Это период формирования нервной системы и головного мозга, особенностью которого является то, что мозг ребенка продолжает развиваться и ночью, при условии комфортного сна.

У человеческого детеныша сон комфортен только рядом с матерью. Потребность уходит только тогда, когда она закрылась, тогда мы можем говорить о благополучно пройденной стадии зависимости. Эту потребность можно оборвать, тогда она будет закрываться позже за счет партнера (муж, жена), за которого человек будет цепляться, как за некий гарант, но это не будут нормальные партнерские отношения.

Переход в свою кровать

Своя кровать у ребенка может появиться уже к году, но мама никоим образом не должна стимулировать уход на нее ребенка. На этой кровати его могут укладывать днем те люди, с кем он остается, т.е. няня, бабушка и т.д. Можно и маме днем прилечь с ребенком на эту кровать, но ночной сон весь необходимый период должен быть совместным с мамой на маминой постели. Желательно, чтобы мамы днем дома не было, хотя бы 4—5 дней в неделю.

Ребенок до 3-х лет ночью может видеть кошмарные сны, особенно если были осложненные роды и послеродовый период. Тогда присутствие рядом мамы для него является спасением, и создает ощущение безопасности. На четвертом году ребенок престает видеть страшные сны, полностью отличает сон от реальности, и у него появляется первый опыт раздельного сна. Он уходит в свою постель. Обычно это решение ребенка. Мама не препятствует, а поддерживает. Но это происходит не за один день. Перед этим переходом у него должны быть навыки сна днем в своей постели, в течение нескольких месяцев. Причем, переход в отдельную постель на ночь не обязательно будет одновременно с завершением сосания груди. Это может быть чуть раньше или чуть позже.

Проще, когда детская кровать стоит в той же комнате, где и родители. Оставлять на ночь без мамы можно после 2 лет разово. На 3—4 дня можно маме оставить на ночь, когда перестает есть среди ночи.

Конечно, изменилось время, изменились люди, но законы развития человеческого мозга никто не отменял и нашему современному детенышу нужны для развития те же стимулы, что и его далекому предку. Получается, что если кто-то из нас спит со своим ребенком, то он не программу выполняет, не часы отсиживает, а просто живет так, как это изначально было предусмотрено. Современные дети в городских квартирах начинают чувствовать себя более защищенными в возрасте от 3 до 5-ти лет и могут сами от этого отказаться. Но для этого родителями должны неукоснительно соблюдаться следующие правила: ребенок имеет достаточно доказательств надежности мамы в дневное время (то есть она его относила положенные 6—9 месяцев на руках, не спешила прекращать грудное вскармливание, и т. П.); ребенка НИКОГДА не выгоняли из общей постели; ребенку НИКАК не напоминали, что пора бы отсюда переселяться. Существует масса родителей, которые это не выполняли, но все же спали с ребенком. Тогда они рискуют столкнуться с тем, что ребенок из общей кровати решительно не откладывается. Продолжается это до тех пор, пока родители делают из этого проблему. Как только они внутренне расслабляются и смиряются с тем, что, очевидно, будут спать с ребенком до школы, проблема как-то решается сама собой. Поэтому программа очевидна – спать вместе не менее трех лет, и, затем, организовывать соответствующие обстоятельства.
Последствия – здоровая психика у малыша и доверие к миру и маме.

Спать надо дома

Вы сами-то, где спать в холод-прохладу предпочитаете? Неужели горите желанием при нуле градусов, например, на улице поспать? Для нас с Вами, комнатных жителей, улица — место прогулок, возможно, летнего отдыха, но уж никак не место для укладывания спать! И таким же местом это должно стать для наших детей. Пока родители САМИ не спят на балконе — и ребенку там делать — нечего! Поэтому — укладывайте детей спать дома, а на улице — гуляйте и осваивайте пространство. Нет никакого смысла в том, чтобы прививать ребенку привычки, отличные от наших, не говоря уже о том, что ни одно животное не кладет спать свое дитя на сквозняке!

Помещение следует проветривать перед тем, как ребенок укладывается спать. В помещении, где спит ребенок, не должно быть сквозняков и любого движения воздуха.
Сон на прогулке возможен до 6—9 месяцев. Дальше целью прогулки становится освоение пространства. Сон на улице для ребенка старше 6-ти месяцев нецелесообразен еще и потому, что прогулки бывают не всегда, а у малыша складывается четкий стереотип и он без улицы уже не засыпает.

Укачивание

Новорожденный и грудной ребенок лучше всего засыпает под грудью, лежа с матерью в постели или у нее на руках, когда она слегка укачивает его, поскольку сосание и ритмичное покачивание вызывают у него успокоенность, сонливость и способствуют засыпанию.
Укачивание процедура нужная и правильная. Но укачивать тоже нужно уметь. Во-первых, ребенка укачивает мама на руках, а не в коляске или люльке. Ребёнок крепко прижат к маме, и они вместе качаются. Вот это точно инструктор должен показать. Засыпать под грудью ребенок должен, и маме нужно к этому стремиться. Когда Вы укачиваете ребенка, то титю ему тоже вставляете, чтобы в момент, когда малыш заснул, у него в сознании отложилось, что титя у него во рту. То же самое с просыпанием: глаза открыл, а титя уже во рту. Ребенка мама должна уметь укачивать там, где ей удобно и когда угодно. У ребенка не должно быть кнопки воздействия на маму. Хотите на мяче — пожалуйста, хотите в кресле — пожалуйста, а хотите без всякого качания — с титей заснет. Ну, нельзя позволять ребенку собой манипулировать.

Укачивание нужно не только 4 месячному малышу, но и малышу гораздо старшего возраста. Это первичная тренировка вестибулярного аппарата и развитие среднего уха ребенка.

207 10 1
Комментарии:
151 22 декабря 2012

Носорожка, у меня нету стенки возле дивана — он к стенке головой придвинут. По бокам дивана небольшие бортики. Но когда малой начнет переворачиваться, мы что-нибудь придумаем. Или придется приучать спать в кроватке.

ответить 0 0
152 22 декабря 2012

Чавелла, я тоже могу нависать. Но я даю ему сиську и отрубаюсь. А нависать и спать боюсь.)))

ответить 0 0
153 22 декабря 2012

Баба Яга, мы до 6 месяцев тоже так спали. Про мужа переживала, но он спит еще аккуратней чем я, вообще научился стрункой вытягиваться и так спать почти не шевелясь. Сейчас я сплю стрункой у стенки, муж стрункой на краю, а Матвей как супер стар спит как ему нравится, бывает начнет крутиться так и папе зацедит пяткой в глаз. Себя в обиду не даст.

ответить 0 0
154 22 декабря 2012

Баба Яга, ну ты же не на всю мордочку ребенкину грудь наваливаешь. Регулируй угол наклона) А по поводу приучения к своей кроватке — у нас не получается) Все равно под утро спит с нами. Муж уходя наваливает баррикады из подушек.

ответить 0 0
155 22 декабря 2012

Agara, она сейчас вообще сосок сама находит. В темноте, с закрытыми глазами, через вырез майки))) По запаху что ли)))

ответить 0 0
156 22 декабря 2012

Баба Яга, продаются специальные барьеры для дивана.

ответить 0 0
157 22 декабря 2012

Cerebro, в Испании?))

ответить 0 0
158 22 декабря 2012

Баба Яга, в Икее есть борта, но они на кровать рассчитаны. А на диван только подушки и заграждения, наверное.

ответить 0 0
sv
159 31 октября 2013

Может быть немного не в тему. Но я заметила, что моя доча не срыгивает ночью, если не держу ее столбиком, а засыпаю прямо с ней, сосущей.т.е. она сосет просто так, медленно полупустую уже грудь и довольно долго. А если поднимаю ее и держу столбиком, хоть днем, хоть ночью, то срыги фонтаном. Может, ей так спокойнее?

ответить 0 0
160 1 ноября 2013

Sv, я дочь с месяца столбиком не держу и срыгиваний не было почти. Просто она у груди засыпала, а когда столбиком брала-просыпалась. Вот и перестала держать. А потом даже прочитала где-то, что это способ тренировки мышечного кольца желудка.

ответить 0 0
sv
161 4 ноября 2013

Танюшка87, в смысле способ тренировки? Если лежит? У меня сильно очень срыгивает. Постоянно. Врачи говорят — особенности пищеварения. Ну, вообще, и у меня так было. Столбик не помогает или помогает, но редко. Может не так держу? Но вот ночью, когда висит на тите просто как на соске, а я при этом вырубаюсь, ничего нет.

ответить 0 0
162 19 апреля 2015

Пока не читала всех комментариев. Я считаю совместный сон неправильным, а вынужденным!!! Я тоже прибегаю к этому вынужденно, и считаю это педагогически неправильным! Про сон на улице — это бред, попробуйте погулять с 10-месячным ребенком, который не ходит, в коляске, он у вас через 30 минут задрыхнет и усё, все впечателения. Что же, нестись домой, тормошить его и нырять вместе в кровать? Сон не улице — это прекрасно! Спите в жару дома, на здоровье, и зимой при центральном отоплении — прекрасно. Но если ребенок пока маленький, чё бы на улице-то не спать?
А про спать вместе до школы я вообще молчу, что это за бред такой. Дети и дома, и на улице прекрасно одинаково засыпают.
«Остальные сны, если они есть, можно проводить на руках от 20 до 40 минут и считать его состоявшимся, если ребенок просыпается на руках сам» — это что же получается, ходи с ребенком, грязная, лохматая, без отдыха, чтоб он сиську сосал и спал по 40 минут на руках.
«В помещении, где спит ребенок, не должно быть сквозняков и любого движения воздуха.«- мама дарагая!!!
» у него в сознании отложилось, что титя у него во рту. То же самое с просыпанием: глаза открыл, а титя уже во рту» — жить-то когда? Сторожить, чтоб титю вставить!

добавлено спустя 7 минут

И потом, как дитё потом в детском саду спать-то будет? С маминым платьем?

ответить 0 0
163 20 апреля 2015

Козюля, и это пишет человек, который недавно создал блог, где черный по белому написал, что ребенку 1, 2 и спит она с мамой… Ну конечно, вынужденно, а может быть МАМЕ так удобно??? А че не тренировала ее спать отдельно?

ответить 0 0
164 20 апреля 2015

Я дочку всегда в кроватку перекладываю, как только она заснет. Ночью кормлю сцеженным молоко 1 раз, поэтому желания спать вместе невозникает. У подруги дочке год и 8 месяцев и она спит с родителями. По моему это негигиенично в первую очередь для ребенка. Еще и второго планируют…

ответить 0 0
165 20 апреля 2015

Vertushka, я была такого же мнения, что маленькому ребенку не место во взрослой постели. Кормила, усыпляла или у груди или качала и перекладывала в кроватку.
До 4 мес. Потом, я уже тут неоднократно рассказывала эту историю, я от хронического недосыпа забыла как зовут мою дочь, не перепутала, не видоизменила имя, а напрочь забыла. Переложила обоих к себе, покормила у груди, деть уснул и я продолжаю спать. Без вставания каждый час. Хотя кормила по прежнему. Поэтому лично в моем случае СС был выход.

Со второй дочкой я сразу сказала, что буду класть ее с собой. Так как у меня шов после КС.
Да, наверное, я изнеженная особа, но мне не прельщало вскакивать каждые 2 часа к кроватке со швом. Помимо недосыпа СС после вторых родов решил чисто физ. Проблему — боль!

При этом сын сам ушел к себе полностью в 9 мес. Дочь сосала грудь до 2, 1. Спала у себя с 1, 5 лет, но приходила пососать, потом уходила в кроватку.
Младшей 1и5 и она спит со мной. Хотя прекрасно может спать в своей кроватке.
Именно ночной СС облегчает мне жизнь и дает возможность спать хотя бы 5—6 часов подряд!

УЧИТЬ ребенка спать отдельно во что бы то ни стало через крики я не стану никогда.
ИМХО.

Я уверена, что твоя подруга не сумасшедшая и занимаясь сексом с мужем перекладывает дочь или уходят сами в другое место.
Я так же уверена, что они не конченные свиньи и меняют свою постель по мере загрязнения, поэтому их дочке не угрожает ничего.

У кого с 1 дня жизни ребенка получилось уложить в кроватке на всю ночь и потом не соскакивать каждые 2 часа (а если все таки вставать, то маме хватает времени высыпаться) — это очень здорово, но ровнять по себе не стоит. У всех разные ситуации.
И надо отталкиваться от того, что будет комфортно маме и малышу.

А все эти НАДО, ДОЛЖНО — в топку!

ответить 0 0
166 20 апреля 2015

Возможно, сс нас обошел пока стороной из-за больницы. Там кровати были настолько узкие, что мне самой места нехватало, и строго контролировали, чтобы мамочки деток с собой не ложили, и кормила сцеженным молоком.

ответить 0 0
167 20 апреля 2015

Vertushka, во время лечения я тоже клала детей в эти пластиковые люльки. Так как они были на капельницах, в своей кровати сделать это не удобно. А когда убрали их, я стала класть их к себе, днем. Чтобы полюбиться с ними. Но и мои были всего 1, 5 кг каждый. Много места не занимали)))

Вот так спали:

ответить 3 0
168 20 апреля 2015

Носорожка, так молодо на фото выглядишь. у меня муж все просит дочь в кровать вять по утрам, когда она про нулась, а мы еше не хотим Вставать

ответить 0 0
169 20 апреля 2015

Vertushka, на этом фото мне 26 лет еще)))

ответить 0 0
170 20 апреля 2015

Носорожка, да, я сплю с ребенком и это моя педагогическая ошибка. Правда, у меня ребенок до 3 месяцев спал себе спокойно в кроватке, ноя сильно болела и два раза, пришлось забрать к себе в постель, я не могла вставать кормить ночью. А сейчас учусь перекладывать. Повторяю, я сплю с ребенком, но считаю это неправильным. И отучаю. Надеюсь, понятно разъяснила.

добавлено спустя 3 минуты

А так можно спать, конечно, хоть до 18 лет и не напрягаться.

ответить 0 0
171 20 апреля 2015

Козюля, я думаю вряд ли кто спецом клал к себе ребенка. Тут либо обстоятельства, как у меня, тебя или кого то еще, либо банальная лень.

Я уверена, что все кто практикует СС понимают его недолговечность и стремятся гармонично отучить ребенка спать с родителями, а правильнее сказать НАУЧИТЬ ребенка спать у себя.

Ни разу не встречала даже 4 леток спящих с родителями?
Читала все комменты тут, может пропустила???

ответить 0 0
172 20 апреля 2015

У меня сестра спала с мамой до 10 лет!!! Отца, конечно, вытурили на диван. И вообще-то я много примеров знаю, у подруги старшая сестра, с ней дочь до семи лет спала. Ооочень гармонично. Я вот с мамой не спала. И ничего, на недостаток тепла я никогда не жаловалась. Мне всего хватало.

ответить 0 0
173 20 апреля 2015

Козюля, до 10 как-то слишком. Еще и мужа выгнали. Мне кажется, боле естественно спать вместе, пока на ГВ, чтобы не мучать себя вскакиваниями, а потом уж пусть спит в кроватке своей

ответить 0 0
174 20 апреля 2015

Девочки, у меня подруга считает, что до года ребенку мама нужна постоянно! Она и спала с ним и целый день и днем в слинге все время на сиське, а до месяца она с кровати почти не вставала, ребенок спал на груди. Купались тоже вместе, ребенок на ней. Смысл в том, что если в этот период мама постоянно с ребенком, то он привыкает, что мама рядом, он насыщается его любовью и сам отрывается от матери, тк ему становится интересен окружающий мир. Так и произошло, она переложила ребенка отдельно в кровать, но приставленную к родительской, тк до 2лет кормила. В 2 года он пошел в ГКП абсолютно спокойно. А в 4 сказал, что хочу спать отдельно, чтобы кровать стояла не рядом с родительской.

добавлено меньше минуты назад

Я спала с родителями до 7 лет!

ответить 1 0
175 20 апреля 2015

Кудесница леса, так кто ж спорит! А как потом перекладывать-то? Ребенок уже привык, дети очень консервативны.
Аквилегия, ну можно вообще приклеить к себе ребенка. И с кровати не вставать. Но это тоже перегиб

ответить 0 0
176 20 апреля 2015

В рД у нас тоже строго было, ре отдельно. Ну и дней, точнее ночей 10 дома во мне еще хватало адреналинчику вставать, ой скакать туда сюда каждые 2—3 часа. А потом все. Мы с дочей поняли, что ночью нам вместе отлично. Надеюсь, дальше 1 года (равно окончания гв) это не пойдет

ответить 0 0
177 20 апреля 2015

Аквилегия, я не соглашусь, что вот какая она молодец, что он сам в 4 года стал спать отдельно.
У меня сын в 9 мес всем своим видом показал что ему спать со мной не комильфо!)))
ему 4 и если я укладываю их на дневной сон. Иногда просят полежать с ними, вот сын ни в какую не соглашается, мам тут тесно, уйди.
Дочь лежит, но потом просит уйти, она даже игрухи спать не берет с собой.
им так комфортно.
мелкая со мной спит, гв пока еще, уберу — переучу. Вообще это надо по ребенку смотреть
малышу комфортно без мамы — пусть спит себе
не комфортно, не надо его силком заставлять. Они намного мудрее нас.

ответить 0 0
178 20 апреля 2015

Носорожка, мы с дочкой спим вместе;) и мне это нравитс))) да, я специально кладу ее рядом и днем, и ночью

Лиля от сс отказалась сама в 1. 5 месяца

ответить 0 0
179 20 апреля 2015

BiryuzА711, ну может по поводу гв еще так же передумаешь)))

ответить 0 0
180 20 апреля 2015

Lelik bolik, в 1, 5 мес?))) так вот прям, собрала вещи и ушла в свою кроватку?)))

добавлено спустя 3 минуты

носорожка, мне уже тяжело кормить, а мы еще всего лишь 5 кг. Кормлю сидя, весь вес на предплечьи одной руки. Поэтому и жду, когда уж хотя бы гоод… Лежа стягивает, другие позы не освоили

ответить 0 0

Тебе следует зарегистрироваться или войти в систему что бы иметь возможность комментировать.